История

История советского ратракостроения началась в конце 70-х годов в связи с развитием горнолыжного спорта в западных областях страны и на Кавказе, где имеются склоны, которые без техники невозможно подготовить. Решением правительства во Львове было создано предприятие «Спортмаш», которому поручалось освоить выпуск советских РАТРАКОВ. Было изготовлено несколько машин, удивительно напоминающих машины германской фирмы «Касборер». Были использованы прогрессивные по тем временам решения: пластиковая кабина, алюминиевые грунтозацепы и т.п.

В конце 80-х годов сотрудники Челябинского филиала НАТИпредприняли попытку создания собственной конструкции РАТРАКа, основываясь на мировом опыте и используя отечественные узлы. Было образовано предприятие СКБ СнежМа, которое на протяжении последних лет изготавливает снегоуплотнительные машины различного класса и назначения. Первый опытный образец М91 изготовлен в начале 90-х для горнолыжной базы «Аджигардак» (г.Аша). Двигатель Д-260 мощностью 155 л.с., вес около 4,5 т. Навесное оборудование — отвал, активная фреза, каток. Опыт эксплуатации первого образца дал много полезной информации по совершенствованию модели, которая была использована при изготовлении последующих машин.

Модель М93 с двигателем воздушного охлаждения увеличенной мощности 170 л. с. и весом около 6 т. Здесь заметен более современный дизайн, многие узлы были усовершенствованы. Получилась машина более тяжелого класса. Этот РАТРАК эксплуатируется в Иркутске более 8 лет.

Каждая следующая модель РАТРАКа вбирала в себя все лучшее от предыдущих. Изменения коснулись как внешнего вида, так и основных агрегатов и конструкций. Вот машина СМ-100 образца 1997 года. Современная конструкция кабины из металлоконструкций разработана специально для данной модели. Машина имеет гидротрансмиссию на базе узлов французской фирмы «Martimex». Это значительно усовершенствовало всю механическую часть трансмиссии: отпала необходимость в бортредукторах и тормозах, т.к. эти функции выполняют высокомоментные гидромоторы с нормально замкнутыми тормозами. Был установлен двигатель Д-245.12 мощностью 110 л.с. Вес около 4т. Из навесных орудий — отвал и активная фреза. Впервые использовался мини-подъемник с гидроприводом длиной до 200 м, крепившийся на отвале.

РАТРАК СМ-140, изготовленный в 1999 году по заказу Министерства спорта КОМИ для республиканского стадиона. Двигатель Д245.9 мощностью 140 л.с. В отличие от предыдущей модели, эта машина была специально оптимизирована для приготовления трасс биатлонистов и лыжников. Учитывая большую протяженность трасс (до 70 км), кроме форсированного двигателя применена двухдиапозонная гидротрансмиссия фирмы «Пневмостроймашина» (г. Екатеринбург), имевшая транспортный и тяговый режимы. Кроме стандартного набора навесного оборудования установлен лыжный укладчик.

В 2001 году был изготовлен РАТРАК малого класса с двигателем мощностью 80 л.с. Вес машины был равен 3 т. Эта модель более всего подходит для подготовки горнолыжных трасс как на больших склонах, так и на склонах меньшего размера. Отличительная особенность — может работать летом при наличии летней гусеницы. Трансмиссия уже упоминавшейся французской фирмы «Martimex».

Одна из последних моделей РАТРАКа — снегоуплотняющая машина СМ-240, подготовленная к эксплуатации в 2018 году . Двигатель ЯМЗ-53622 (ЕВРО-4)мощностью 240 л.с. Вес до 7 т.. На машине установлена электронная система управления, фреза с отбором мощности до 100 л.с. и скоростью вращения 1200-1500 об/мин.

Более чем двадцатилетний опыт разработки, изготовления и эксплуатации снегоуплотняющих машин позволяет квалифицированно сделать главный вывод — машины отечественного производства делать можно.